В Коллегии развиваются новые направления оказания правовой помощи, в частности, анализ правовых рисков, обусловленных введением режима санкций (США, ЕС, ООН) против страны операционной деятельности.

В настоящее время США применяют экономические санкции к странам, занимающим территорию 2/3 площади планеты.    Юридическое лицо, осуществляющее операционную деятельность на территории данных стран, подпадает под действие экстерриториальных санкций, рискуя быть привлечённым к уголовной, гражданско-правовой и административной ответственности.

Большинство действующих санкционных режимов США координируется Управлением по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control, OFAC), подчиняющимся Министерству финансов США. В свою очередь, в регулировании режима санкций также участвуют Государственный департамент США, Министерство обороны, Министерство энергетики, Министерство юстиции, Министерство торговли и другие ведомства.

Среди основных возможных ограничений, которые вводятся Соединенными Штатами в рамках санкционных программ выделяют:

  • Запрет для граждан США, а также компаний, зарегистрированных в США, и их филиалов вступать в экономические отношения с объектами санкций;
  • Ограничения экспорта определенных групп товаров (в том числе высокотехнологичных и товаров двойного назначения);
  • Ограничение доступа на финансовый рынок США;
  • Заморозку активов;
  • Запрет на въезд в США;
  • Запрет на поставки вооружений и военной техники;
  • Ограничение предоставления помощи развитию и др.

В США существует хорошо разработанная система наказаний и штрафов за нарушение санкционных режимов. В зависимости от сочетания политических и экономических факторов возможно применение штрафных санкций за нарушение санкционного режима, которые могут подразумевать в том числе уголовную ответственность, лишение свободы на долгий срок.

Вместе с тем, итоговый размер штрафов может существенно превышать установленный в соответствующих регламентах и руководствах OFAC. Учитывая положение и роль США в мировой финансовой системе, а также параметры санкционных режимов, зачастую многие финансовые институты, в особенности банки, подвергаются гораздо более серьезным взысканиям. Наиболее наглядными примером служит крупнейший французский банк — BNP Paribas, вынужденный заплатить 8,9 млрд долл. за нарушение режима санкций в отношении Кубы, Ирана и Судана; HSBC (штраф в размере 1,9 млрд долл. в 2012 г. за нарушение санкций в отношении Мьянмы, Кубы, Ирана, Судана и Ливии), Commerzbank AG (1,45 млрд долл. за нарушение санкций в отношении Ирана и Судана). Данные виды санкций иногда называют «вторичными санкциями». Это связано, в первую очередь, с ролью США в мировой экономике и финансовой системе, а также контролем над главной мировой резервной валютой — долларом США, что позволяет юридически обосновать применение штрафов в отношении нерезидентов США за нарушение режимов санкций. Вместе с тем, подобные случаи воспринимаются в негативном ключе со стороны ЕС, а также других стран.

Европейский союз активно использует механизм санкций (по официальной терминологии ЕС — «ограничительных мер/restrictive measures») как для защиты собственных интересов, так и для обеспечения международного мира и безопасности. В настоящий момент действует 38 режимов ограничительных мер, в рамках которых под санкциями ЕС (введенных как в соответствие с резолюциями Совета Безопасности ООН, так и независимо от этого) находятся 4 030 юридических и 7 902 физических лица.

В своей политике Европейский союз в большей степени акцентирует важность и приоритет мер дипломатического воздействия в силу ряда причин. Во-первых, в отличие от США, ЕС не располагает достаточными военными механизмами обеспечения собственных интересов, поскольку в военном отношении в гораздо большей степени, чем США, полагается на возможности НАТО. Во-вторых, в силу объема и привлекательности собственного внутреннего рынка ЕС, возможное ограничение торговли и экономической активности служит дополнительным стимулом к выполнению требований ЕС для страны, физического или юридического лица, в отношении которого вводятся санкции. В-третьих, ЕС представляет объединение 28 государств и обладает большими возможностями для согласования и лоббирования необходимых решений на других международных площадках (ООН, Группа двадцати и т.д.)

ЕС может по своему усмотрению расширять и дополнять действие санкций, введенных ООН, наравне с собственными ограничительными мерами.

Режим ограничительных мер ЕС обязателен к выполнению в рамках всей юрисдикции ЕС (на территории государств-членов Союза), а также всеми физическими и юридическими лицами — резидентами стран Союза, включая дочерние предприятия и филиалы в третьих странах.

К основным видам ограничительных мер ЕС относятся:

  • Замораживание активов иностранного государства, физических и юридических лиц, находящихся на территории стран-членов ЕС;
  • Финансовые ограничения (заморозка активов Центрального банка страны-объекта санкций, запрет на предоставление займов частным банкам и другим юридическим лицам, ограничения на переводы денежных средств и т.д.);
  • Ограничения на поставки определенных групп товаров и услуг (запрет на поставки вооружений и военной техники; «оборудования, которое может быть использовано полицейскими и карательным органами»);
  • Запрет на поставки высокотехнологичных товаров и товаров «двойного назначения» (в т. ч. — оборудования для нефтегазовой промышленности и энергетического сектора);
  • Ограничение поставок программного обеспечения; золота, драгоценных металлов;
  • Запрет на импорт определенных видов товаров и услуг (поставки нефти и газа; детали и комплектующие);
  • Транспортные ограничения, запрет на въезд на территорию ЕС и др.

Будучи объединением 28 государств, ЕС полагается на национальные правительства как в вопросах соблюдения ограничительных мер, так и в вопросе наказания физических и юридических лиц, нарушающих режимы санкций. Как в случае с США, здесь возможны как крупные денежные штрафы, так и тюремное заключение. Поскольку ответственность определяется в соответствии с законами каждой из 28 стран-членов Союза, степень наказания может сильно варьироваться.

Санкции ООН. В соответствии с ст. 39. главы VII Устава Организации Объединенных Наций, Совет Безопасности определяет угрозы миру или международной безопасности и применяет необходимые меры для их восстановления. Если такие угрозы определены, в соответствии со статьей 41 Устава ООН, Совет Безопасности вправе ввести ограничительные меры в отношении агрессора (как государства, так и негосударственного сектора — Аль-Каида, ИГ), не связанные с использованием вооруженных сил. Для введения ограничительных мер необходима поддержка большинства государств-членов Совета Безопасности, а также отсутствие вето со стороны постоянных членов СБ ООН.

С целью поддержки и реализации обязательных мер создаются специальные комитеты по санкциям, специальные группы и группы экспертов, которые следят за выполнением режима санкций и оценивают ход выполнения ограничительных мер. Однако, несмотря на обязательный характер выполнения санкций всеми государствами-членами ООН, организация не обладает собственными механизмами, обеспечивающими соблюдение санкций, и полагается в этом вопросе на национальные правительства.

К подобным мерам относятся:

  • полное или частичное прерывание экономических отношений;
  • запрет на любые виды транспортных сообщений;
  • заморозку активов;
  • запрет на поставки вооружений и военной техники;
  • запрет на перемещение лиц, товаров и услуг.

 

Комплаенс

Внешнеэкономическое сотрудничество с некоторыми странами, а также наличие филиалов и представительств на территории США и Великобритании, обращение акций на Нью-Йоркской и Лондонской фондовых биржах накладывает ряд юридических обязательств на компанию. Несоблюдение требований Комиссии по ценным бумагам и биржам США, Закона о коррупции за рубежом, запрещающего предоставление — и даже предложение, обещание или одобрение — чего-либо ценного, будь то в форме наличных средств, материальных ценностей или нематериальных благ (как, например, личные выгоды), любому должностному лицу, политической партии или кандидату на политический пост в целях получения или сохранения деловых возможностей, может повлечь привлечение виновных лиц к ответственности. Закон носит экстерриториальный характер и требует от компаний вести достоверный и полный финансовый учет, а также систему внутреннего контроля, направленную на предотвращение и выявление ненадлежащих платежей, совершенных прямо или косвенно за счет средств компании. В этой связи, благотворительная, спонсорская и посредническая деятельность транснациональных компаний стала изучаться на предмет соблюдения FCPA. В частности, Daimler и Siemens (Германия), Statoil (Норвегия), «DPC Тяньцзинь» (КНР) и Vetco Gray (Великобритания) —лишь несколько примеров неамериканских компаний, привлеченных к ответственности на основании FCPA за взятки, выплаченные неамериканским должностным лицам за пределами США с целью заключения договоров.  В этой связи, неспособность учитывать compliance-фактор может привести к существенным штрафам в рамках антикоррупционного законодательства (FCPA – США, UK Bribery Act – Великобритания).

 

УСЛУГИ:

  • Анализ санкций США, ЕС, ООН влияющих на деятельность компании в рамках международной деятельности, приобретения активов и контактов со списком лиц SDN-списка.
  • Разработка мер по минимизации рисков применения санкций.
  • Проведение комплайенс-аудита на предмет соответствия деятельности компании международному законодательству.
  • Внедрение системы минимизации комплайенс-рисков  с учетом международного законодательства.
  • Анализ правовых рисков, которые могут значительно ухудшить финансовое состояние объекта инвестирования, рыночной стоимости акций объекта инвестирования.